Оформление сделок между участниками оборота с 01.01.2022
С 01.01.2022 продажи между участниками оборота могут оформляться только с использованием электронного документооборота (ЭДО) (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2464).
Для работы с ЭДО необходим установленный на компьютер и прописанный в разделе НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Обмен электронными документами – Электронная подпись и шифрование – Электронные подписи сертификат электронной подписи.
Как правило, сертификат уже установлен на компьютере, с которого ведется работа с маркируемой продукцией, так как он также необходим и для авторизации в системе маркировки “Честный знак”.
Кроме того, должна быть включена функциональная опция НСИ и администрирование – Настройка интеграции – Обмен электронными документами – Обмен с контрагентами – Сервисы ЭДО и заданы настройки электронного документооборота.
На стороне продавца маркируемой продукции оформляется документ Реализация товаров и услуг, в котором в форме подбора и проверки маркируемой продукции необходимо указать коды маркировки фактически отгружаемых единиц продукции.
При настроенном электронном документообороте в документе Реализация товаров и услуг выводятся меню команд ЭДО и ссылка с указанием состояния документооборота (рис. 1), используя которые можно оформить исходящий электронный документ непосредственно из документа программы.
Рис. 1
Также исходящий электронный документ может быть оформлен из формы Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак) по ссылке оформить в строке Исходящие документы ЭДО или в рабочем месте Главное – ЭДО – Текущие дела ЭДО.
Подготовка электронного документа включает несколько этапов.
Прежде всего, необходимо создать электронный документ и проверить корректность его оформления. Применительно к маркируемым товарам следует проверить указание кодов маркировки в разделе Номера средств идентификации товаров в форме визуализации электронного документа.
Далее документ следует подписать и отправить. Подписание сформированных электронных документов лицом, имеющим право электронной подписи, можно произвести из формы по кнопке Подписать и отправить. Если у текущего пользователя нет права подписи, то программа направит сформированный электронный универсальный передаточный документ (УПД) на подпись лицу, имеющему такое право. Этот сотрудник увидит документ в папке Подписать списка исходящих документов Текущие дела ЭДО.
После отправки документа оператору оператор предоставляет документ Подтверждение даты получения. Этот документ важен, так как его дата считается датой выставления счета-фактуры. Он формируется практически сразу, и после информационного обмена информация о получении подтверждения будет отображаться в левой части формы электронного документа, а также в статусе документа (рис. 2).
Рис. 2
После Подтверждения даты получения оператор ЭДО выполняет проверку счета-фактуры в электронной форме и направляет продавцу подтверждение оператора ЭДО, заключившего договор с продавцом, о получении счета-фактуры в электронной форме от продавца, с указанием даты и времени поступления счета-фактуры и результатов проверки (пп. “в” п. 15 Порядка обмена, утв. приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н).
На стороне покупателя документ будет отображаться после выполнения информационного обмена с оператором ЭДО в списке Входящие документы ЭДО в рабочем месте Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак…). Также этот список можно открыть в разделе Главное – ЭДО – Текущие дела ЭДО.
Просмотреть содержимое поступившего электронного документа можно, дважды щелкнув по активной строке из списка Текущие дела ЭДО в любом месте, кроме гиперссылки в графе Отражение в учете. В форме просмотра поступившего электронного УПД отражаются в том числе в разделе Номера средств идентификации товара сведения о кодах маркировки приобретенной маркируемой продукции.
Подпунктом “а” пункта 19 Порядка обмена предусмотрено, что покупатель по взаимному согласию с продавцом может формировать извещение о получении счета-фактуры.
Извещение будет сформировано на стороне покупателя и отправлено оператору ЭДО в соответствии с настройками его информационной системы. Как правило, это происходит автоматически в момент получения покупателем электронного счета-фактуры или УПД. Получение продавцом таких документов от покупателя происходит при очередном сеансе связи с оператором ЭДО. Отправка и получение такого извещения еще не означают принятия товара.
Способ обработки поступающих электронных документов в учетной системе по каждому контрагенту зависит от настройки в разделе Администрирование – Обмен электронными документами – Обмен с контрагентами – Настройки ЭДО на закладке Настройки получения по соответствующему контрагенту в форме Настройка отражения документов в учете.
Если в графе Способ обработки будет установлено значение Автоматически, то при получении электронного УПД, включающего счет-фактуру и первичный документ, в программе будут сразу автоматически сформированы два документа учетной системы: Приобретение товаров и услуг и Счет-фактура полученный.
Если в настройках получения будет стоять способ обработки Вручную в форме электронного документа, то при получении электронного УПД в папке Отразить в учете в графе Отражение в учете будет стоять гиперссылка со значением Создать документы, при переходе по которой можно создать учетные документы в информационной базе интерактивно.
В любом случае в созданных документах необходимо выполнить проверку поступившей маркируемой продукции.
После успешного завершения проверки поступивших кодов маркировки для завершения обмена электронными документами покупатель должен утвердить электронный документ, а также передать оператору ЭДО Информацию покупателя.
На стороне продавца после обработки информации покупателя оператором ЭДО во время очередного сеанса связи информация покупателя будет загружена в информационную базу.
После получения информации покупателя о принятии товара без претензий электронный документ переходит в состояние ЭДО завершен и больше не будет отображаться в папке Исходящие – На контроле в рабочем месте Текущие дела ЭДО.
Особенности продажи маркируемых товаров для собственных нужд
Требование использовать ЭДО для оформления сделок распространяется на случаи приобретения маркируемой продукции оптовым покупателем для собственных нужд. Причем это касается как покупателя – участника оборота, так и оптового покупателя, не зарегистрированного в системе маркировки. Такие маркируемые товары должны быть выведены из оборота после перехода права собственности на них.
В соответствии с рекомендациями ЦРПТ для электронного УПД (утв. приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@) предусмотрен реквизит, обозначающий, что отгрузка производится с одновременным выбытием из оборота маркируемой продукции.
Факт такой отгрузки должен быть указан при оформлении реализации. В документе Реализация товаров и услуг на закладке Дополнительно предусмотрен реквизит Маркируемая продукция, который может принимать значения Не выбывает из оборота или Выбывает из оборота по причине использования покупателем для собственных нужд (рис. 3).
Рис. 3
При указании значения данного реквизита Выбывает из оборота по причине использования покупателем для собственных нужд в электронном документе, сформированном по такой реализации, будет заполнен признак отгрузки для собственных нужд покупателя с выводом из оборота.
Аналогичный реквизит предусмотрен также в справочнике Договоры контрагентов. Реквизит не обязателен для заполнения. В случае если этот реквизит не будет заполнен, признак вывода из оборота в электронном документе не заполняется и отгрузка считается отгрузкой участнику оборота.
Особенности оформления комиссионных продаж, позиция комитента
С точки зрения комитента, комиссионные продажи можно условно разделить на два этапа:
- Передача товаров на комиссию.
- Отражение в учете комитента факта продажи товаров на основании отчета комитенту.
В информационной базе программы передача товаров на комиссию на стороне комитента отражается документом Реализация товаров и услуг с типом операции Передача на комиссию.
В документе необходимо указать коды маркировки в форме Подбор и проверка маркируемой продукции. Для отражения передачи на комиссию в системе маркировки необходимо оформить электронный документ. В отличие от операции продажи в данном случае это будет не электронный УПД со статусом “1”, а Товарная накладная, то есть УПД со статусом “2”.
Для передачи товара на комиссию по ЭДО в настройках отправки документов ЭДО с контрагентом должны быть сняты флаги Счет-фактура и первичный документ в одном документе и Счет-фактура и корректировка в одном документе (рис. 4).
Рис. 4
При настроенном ЭДО в документе реализации выводятся меню команд ЭДО и состояние документооборота, в нижней части документа отображается ссылка ЭДО не начат.
Чтобы начать электронный документооборот, можно выбрать в меню по кнопке ЭДО – Отправить электронный документ.
Также можно начать электронный документооборот из формы просмотра электронного документа по кнопке Подписать и отправить. Открыть форму можно по ссылке состояния ЭДО в нижней части документа или в меню по кнопке ЭДО – Посмотреть электронный документ.
После завершения ЭДО указанные в электронной товарной накладной коды маркировки будут по-прежнему в собственности комитента, но при этом будут числиться переданными комиссионеру.
При продаже товаров комиссионером и передаче соответствующей информации в систему маркировки они автоматически перейдут к новому владельцу или будут выведены из оборота. При розничной продаже, а также продаже неучастнику оборота или при приобретении товара для собственных нужд коды будут выведены из оборота. Это можно увидеть в личном кабинете комитента на сайте “Честный знак” в списках Собственные и Переданные. Дополнительных действий со стороны комитента для этого не требуется.
Продажи переданных на комиссию товаров за определенный период в учете комитента отражаются документом Отчет комиссионера о продажах. В системе маркировки этот документ не отражается.
Источник: https://buh.ru